ХОЛОДНОЕ ЦИНКОВАНИЕ Цинковые покрытия обеспечивают наиболее длительную (до 25—50 лет) защиту стали от коррозии. Однако нанесение их на крупногабаритные металлоконструкции такими методами, как горячее цинкование или электрохимическое осаждение, технически трудноосуществимо и на практике не используется. В сравнении с традиционными методами наиболее доступным, дешевым, а иногда и единственно возможным оказывается метод холодного цинкования. ПРИМЕРЫ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ, оцинкованных "холодным" методом.
Холодное цинкование — это нанесение специального цинксодержащего состава на подготовленную поверхность способами, применяемыми для обычных красок, в результате чего образуется покрытие, обладающее такими же антикоррозионными свойствами, как и покрытие, полученное методом горячего цинкования.
В настоящее время на российском рынке имеются одноупаковочные органоразбавляемые составы для холодного цинкования, выпускаемые отечественными и зарубежными производителями. Представлены и такие составы для холодного цинкования, где в качестве связующего используется «жидкое стекло» (цинксиликатные краски), эпоксидные или кремнеорганические смолы. Однако двух и даже трехупаковочность составов (связующее + порошок цинка + отвердитель, связующее + порошок цинка или в лучшем случае связующее с цинком + отвердитель) не всегда устраивает потребителя изза непродолжительной жизнеспособности состава после смешения и является одним из факторов, сдерживающих внедрение этих материалов в широкую практику антикоррозионной защиты. В данном случае возникают также определенные сложности, связанные с необходимостью работы с пылящим высокодисперсным цинковым порошком при смешении компонентов непосредственно на рабочей площадке и применением дополнительных устройств для диспергирования перемешивания). В этом плане готовые к применению одноупаковочные составы выгодно отличаются от двух и трехупаковочных.
Использование метода холодного цинкования эффективно как для получения самостоятельного покрытия и предварительного грунтования, так и для межоперационной защиты стали и ремонта ранее оцинкованных поверхностей. Метод имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с горячим цинкованием:
ограничения по размерам цинкуемых поверхностей отсутствуют; подготовку поверхности можно производить на месте; конструкции, покрытые составами для холодного цинкования, легко сваривать; оцинковывать сварные швы можно на месте; поврежденные (при транспортировке и монтаже) участки цинкового покрытия несложно ремонтировать; цинкование производится в широком диапазоне температур: от –20 до +40 °С; не требуются демонтаж, транспортировка к месту цинкования и обратно и последующий монтаж конструкций; имеется возможность получения эластичного покрытия, выдерживающего как механическую деформацию, так и термическое расширение и сжатие в широком диапазоне температур; степень сцепления с оцинкованной поверхностью других ЛКМ, в т.ч. порошковых красок, весьма высокая; производить цинкование можно любым способом (погружением в состав, кистью, валиком, распылителем).
Уже сегодня составы для холодного цинкования успешно используются на практике в России и за ее пределами — как самостоятельно, так и в системах покрытий. В частности, они применяются при защите от коррозии мостовых сооружений, тоннелей, строительных металлоконструкций, городских столбов освещения, опор ЛЭП, металлических кровель, резервуаров, трубопроводов, арматуры зданий, для антикоррозионной обработки агрегатов и деталей кузовов автомобилей. Пользователи отмечают эффективность метода холодного цинкования, его простоту, относительно невысокую стоимость и весьма быструю окупаемость.
Покрытия на основе ЦНК имеют широкий спектр защитного действия, ремонтопригодны и рекомендованы для применения в следующих отраслях: промышленное и гражданское строительство (металлоконструкции, объекты коммунального хозяйства, водоснабжение и др.), энергетика (опоры ЛЭП, гидросооружения, баки-аккумуляторы), нефтедобыча и нефтепереработка (резервуары, оборудование, трубопроводы), транспортное строительство (мосты, дорожные ограждения, подвижной состав), судостроение и судоремонт. Их используют как самостоятельные покрытия, готовые грунтовки, а также для ремонта повреждений, в других цинковых покрытиях, вызванных коррозией, сваркой или механическим воздействием.